***
Дмитрий Быков:"Давно, в эпоху криминала и безвозмездного труда, она его не выбирала. И разве выбор был тогда? Толпилось много швали всякой, но их сосватал хитрый жид. Сказали ей: живи, не вякай… И ничего, и стала жить. Ей ни в одном минувшем браке, коль их свести в один коллаж, протесты, выборы и вяки не дозволялись. Но жила ж! Не занимать ей чувства долга. Пускай шпион, пускай фискал… Хотя что это так надолго — тогда и он не допускал. Но был же муж и с бОльшим стажем, хоть так бивал ее порой! — и был при этом, прямо скажем, не бог, не царь и не герой.
***
Vedomosti:"В последние десятилетия возникла новая форма авторитаризма, построенная не на массовом насилии, а на манипулировании информацией. Такие диктаторы могут обходиться минимальным насилием в условиях умеренных экономических трудностей. При этом экономический спад может приводить к усилению цензуры и пропаганды. Новые «информационные» диктатуры лучше приспособлены к выживанию в современном обществе, но экономические проблемы и свободный доступ граждан к информации могут подорвать и их могущество.
***
Senat-perm:"В 2012 году на севере Пермского края на берегу Камы было найдено несколько удивительных предметов - бронзовые изображения лодок с персонажами. Лодки с головой змеи напоминали шнеккары (корабли-змеи) викингов. Что это за корабли, и кто в них отправился в плавание? У народов Урала и Сибири реки были космической осью мира, это были пути движения, торговые магистрали, дороги военных походов, источник рыбы. Реки были культурными ориентирами, вдоль них выстраивалась топография городищ, крепостей и, конечно, от рек зависели обряды, ритуалы и мифология народов.
***
– очень интересное, значимое событие, организацией и осуществлением которого занимались музыкальный руководитель и дирижер Valery Platonov , режиссер-постановщик Сигрид Т’Хуфт, сценограф и художник по костюмам Штефан Дитрих, хормейстер-постановщик Виталий Полонский.
***
...что такое свобода, в России и на Западе понимают совершенно по-разному.
Русский человек воспринимает свободу как волю, то есть как ничем внешне не стесненное исполнение своих желаний, вытекающих из его материальных или духовных потребностей. Это, прежде всего, свобода от всякого «внешнего» стеснения своего поведения. Но такая свобода при внимательном рассмотрении оказывается неполной, так как «внешнее» продолжает оказывать влияние на человека даже тогда, когда он думает, что стал независим от всего внешнего, — оно формирует структуру его потребностей, рабом которых он все равно остается. Свобода в таком достаточно традиционном ее понимании относительна и, в конечном счете, оказывается лишь свободой удовлетворения потребностей, которыми человек не управляет. Абсолютная свобода может быть только там и тогда, где и когда существует привычка регулировать свои потребности. Высшая свобода достигается только самоограничением.
Русский подход к свободе оказывается не просто иным, но даже прямо противоположным западному подходу, где под свободой понимается не столько возможность безгранично удовлетворять свои потребности, сколько умение их ограничить. Это, конечно, не общераспространенная, но доминирующая точка зрения. Свобода в таком понимании — это еще и контроль над своей собственной «естественной природой», над страстями, прихотями, потребностями, то есть независимость от всего «материального» в самом широком смысле этого слова. Разумеется, общество массового потребления внесло свои коррективы в жизнь западного общества, но не сумело еще до конца размыть сформировавшееся на заре либерализма отношение к свободе.
К сожалению, привычка к самоограничению не входит в число почитаемых в России культурных парадигм и, соответственно, не рассматривается как необходимый компонент свободы. Разобранный на цитаты тезис Спинозы о свободе как познанной необходимости так и остался в России непонятым. Европеец тем более свободен, чем менее он зависит от своих прихотей; русский тем более свободен, чем проще ему удовлетворять свои прихоти. Европейская свобода восходит к христианскому идеализму, русская — к дохристианскому материализму. Именно поэтому русская свобода всегда, рано или поздно, заканчивается несвободой.
Равенство
В реальной жизни человек не может полностью эмансипироваться от своих потребностей (так как это противоречит человеческой природе), а, значит, он никогда не бывает до конца свободным в абсолютном значении этого слова. Путь к свободе лежит через постоянную борьбу человека со своей «естественной природой», то есть через самоограничение. Это в равной степени относится и к России, и к Западу. Но на Западе есть нечто, что существенно помогает ограничить свои вожделения в интересах свободы и что в России почти полностью отсутствует, — равенство. Равенство — это ингибитор (замедлитель, ограничитель) индивидуальных потребностей, страстей, желаний. Если вдуматься, оно является ключом к свободе, оно делает возможным само ее существование.
Не то, чтобы в России отрицали равенство. Но к равенству, как и к свободе, у русских особый подход. В России под равенством понимают «уравниловку», то есть легко признают равным фактически неравное. В отличие от свободы, равенство в России не относительно, а абсолютно. В рамках русского традиционного сознания люди равны между собой вне зависимости от своих физических, умственных или нравственных достоинств или недостатков — все «твари Божьи». При таком подходе добро становится равно злу, ум равен глупости, труд равен лени, жертва равна палачу, а ложь равна правде.
Как следствие, в России отсутствует стимул к устранению фактического неравенства, ведь все и так изначально равны. А так как все равны, то каждый, независимо от своего положения, имеет равное право на все то, что имеют другие, без всяких ограничений. В этом смысле постоянные экспроприации и перераспределение собственности имманентны русской ментальности. Русский взгляд на равенство стимулирует не самоограничение, а, наоборот, безудержную тягу к потреблению, потому что «все мы этого достойны» — точнее, каждый достоин того, что имеет другой. Такое равенство — не ингибитор, а катализатор безудержного удовлетворения потребностей. Оно стимулирует волюнтаризм и ограничивает настоящую свободу.
На Западе мысль о всеобщем фактическом равенстве никогда не была доминирующей. Здесь всегда признавалось, что люди не равны по своим наклонностям, способностям, интеллектуальным, волевым и нравственным качествам, не говоря уже о привнесенном извне социальном неравенстве. Стремление уничтожить это неравенство было неотъемлемой частью социалистических и коммунистических утопий, но никогда не было свойственно либеральной доктрине и конституционализму. Признавая все эти различия абсолютными и неустранимыми, конституционализм постулировал в противоположность ему относительное, «сегментарное» равенство между людьми по одному единственному параметру — равенство перед законом.
Равенство перед законом — это базовый оселок конституционного сознания и конституционной системы, тот общий знаменатель, который позволяет собрать фактически разных и неравных во всем людей в гражданское общество. Это, перефразируя Ленина, есть то самое звено, взявшись за которое, можно и нужно вытягивать всю цепочку конституционного строя. И это как раз та «конституционная фишка», которая тяжелее всего дается русскому человеку.
Русское общественное сознание никак не может одолеть диалектику абсолютного фактического неравенства людей и их относительного равенства перед законом. До сих пор весь уклад русской жизни скроен по совершенно иному лекалу — русское общество, полагая, что все люди сами по себе равны, одновременно признает и одобряет их неравенство перед законом. Статья Конституции, закрепляющая на бумаге соответствующий принцип (равенства перед законом), является самой декларативной ее нормой.
Братство
Секрет наличия столь разных подходов к вопросу о равенстве, с одной стороны, достаточно прост, а с другой — очень сложен: на Западе и в России по-разному понимают, что такое человек и, тем более, по-разному отвечают на вопрос о том, что первично — человек или общество.
В рамках западной парадигмы человек первичен и рассматривается как член некоего братства, которое является добровольным альянсом разных, но равных перед законом людей. Их равенство возможно лишь потому, что, несмотря на все фактические различия, каждый человек признается носителем «гражданственности» — абстрактной «человеческой сущности», своего рода «духовного субстрата», превращающего индивидуума в личность. Люди на Западе равны перед законом постольку, поскольку все они считаются членами этого «братского клуба».
Очевидно, что доктрина равенства перед законом в гражданском обществе есть либеральная трансформация религиозной идеи о равенстве перед Богом в христианской общине, где ключевая для западного либерализма и практически неизвестная в России категория «гражданственности» является сублимацией христианских представлений о душе и духовном родстве, в то время как закон есть сублимация христианского взгляда на Бога.
В России то место, которое на Западе отведено братству, занимает «соборное общество». В отличие от братства, соборное общество является первичным недифференцированным, то есть не разделяемым на части, целым. Это целое не признает составляющих его людей самостоятельными духовными единицами. Духовность «соборного общества» полностью и без остатков сосредоточена в самой этой абстракции, а отдельный человек духовен лишь постольку, поскольку он является отражением соборного целого. В России личность светит отраженным светом, живой человек здесь луна, а вымышленное целое — животворящее солнце.
В русском традиционном сознании нет места братству, и поэтому в России не может быть равенства перед законом. Человек здесь не соотносится с другим человеком непосредственно, за ним не признается какого-либо самостоятельного духовного начала, всякая связь возможна только через целое, с которым каждый соединен по-своему. Люди в России никогда не были равны перед Богом, поэтому они и не равны перед законом. А где нет равенства перед законом, не может быть и свободы.
***
Елена Гилязова:"Всегда казалось невероятной та скорость, с которой в 30-е годы прошлого века великий немецкий народ превратился в оголтелое стадо, орущее " хайл гитлер". Страна, бывшая всегда центром музыки, литературы и философии в едином порыве начала жечь книги. Мне казалось, что человечество ,пережив этот кошмар ,получило прививку навечно. И вот за последние два года в моей стране под громкое одобрение народа запрещают оперу, говорят о необходимости государственной цензуры, призванной спасти детей от сказки про колобка, подростков от слишком сложного Достоевского , а нас всех вместе от тлетворного влияния Запада. НЕ НАДО МЕНЯ СПАСАТЬ! Я смогу докопаться до смысла сказки про колобка и смогу объяснить своим детям, что имел в виду Достоевский , когда спрашивал словами Раскольникова:"Тварь я дрожащая или право имею?" Я хочу иметь право на собственную точку зрения. Даже если ( о ужас), она отличается от официальной пропаганды. Каждый из нас может сам сделать выбор на какой спектакль пойти, какую книгу читать, как оценивать политику государства. И если кто- то не согласен с политикой государства, это не значит, что он не патриот, предатель и т. Д. Родина и государство принципиально разные понятия. Если кому- то не нравится спектакль, он имеет право на него не ходить. Но никто, даже президент или министр культуры не имеет права навязывать свою точку зрения остальным.
***
ОТВ Пермского края:"По гамбургскому счету- 16.00 31.03.2015- Журналистские ценности бывшей команды радио "Эхо Перми" - Прямая аудиотрансляция- Permlive Stream Live Audio из Домжура и видеозапись для блога Общественного ТВ Пермского края *** В программе участвуют: Анастасия Сечина, Юрий Бобров, Юлия Балабанова, Михаил Данилович, Владимир Соколов, Юлия Хлобыст
***
Svoboda:"Согласно опросу «Левада-центра», до 45 процентов увеличилось в этом году число россиян, считающих, что жертвы, которые понёс советский народ в сталинскую эпоху, оправданы великими целями и результатами. В 2012 году тех, кто придерживался такого мнения, было почти в два раза меньше. Выступая вчера на заседании президентского Совета по правам человека, журналист Николай Сванидзе заявил, что моральная реабилитация Сталина, которая будет усиливаться перед Днем Победы, станет означать личное оскорбление для миллионов людей и может привести к расколу в общественном мнении.
***
Иван Колпаков:"Рядом с поселком Куеда на юге Пермского края есть высокая гора, а на той горе — красивое старое кладбище. Там похоронены моя прабабка, мой дед и мой папа. Сегодня там похоронили мою бабушку.
С той горы открывается вид на всю округу, и почему-то невозможно вспомнить, как все это выглядит зимой; зато невозможно забыть, как все это выглядит летом. Шелковая трава, по траве бегут волны, в этих волнах стоят нефтяные качалки, вежливо кланяющиеся земле — так-так-так.
Так-так-так.
Так-так-так.
И ты глядишь на эти качалки, на эти далекие селенья, на бледно-голубое небо. Глядишь на эти волны — и плывешь в них, и ничего не страшно.
И поешь тихо-тихо: хто б не лишився з тобою сховатися вiд дощу або лишив одну в тобi я знайду свою весну.
Отдыхай, бабушка. Я очень тебя люблю
***
Анастасия Мальцева:"мы потеряли пермское «Эхо». То есть само-то радио останется, и даже найдет свою аудиторию, но это будет уже другое радио. Мы, тут у себя в провинции, не раз и не два уже проходили эту историю. Лично я практически не смотрю местных телеканалов, а зачем? Что они мне расскажут, кроме того, что я прочту и так на официальных сайтах местных администраций, министерств и департаментов. Я практически не читаю местных газет, то же по той же причине. Собственно, для меня лично оставалось лишь два источника местных СМИ, к которым я отношусь хорошо, с которыми интересно, бывает неожиданно. И которые могли себе позволить не стоять коленопреклонёнными с черного хода здания мэрии, администрации губернатора, ну или еще где-нибудь у властных мест, где указывают как «правильно» и «в соответствии с генеральной линией» - это «Пермский обозреватель» (они же НеСекретно) и пермское «Эхо».
И вот на сегодня, он (источник) остался один. Конечно, мне жаль, что так случилось. Но, увы, это современные реалии, это обычная экономическая борьба за рынки, бюджетные средства и сферы влияния. И все это не имеет ничего общего ни со свободой слова, ни со свободой мнения. Как говорится: говорит и показывает «официальная точка зрения».
И вот на сегодня, он (источник) остался один. Конечно, мне жаль, что так случилось. Но, увы, это современные реалии, это обычная экономическая борьба за рынки, бюджетные средства и сферы влияния. И все это не имеет ничего общего ни со свободой слова, ни со свободой мнения. Как говорится: говорит и показывает «официальная точка зрения».
***
ТРИ ПЕРМСКИХ ГОДА КОТУ ПОД ХВОСТ
Скоро трёхлетие бесполезного губернаторства Виктора Басаргина. Три года он у нас на кормлении, и всё без толку, задарма. Почти всё, что было за эти годы в крае позитивного, происходило либо, так сказать, само собой, в логике «естественного хода вещей» (жилищное строительство, например), либо в рамках регулярных бюджетных трат, либо по федеральным инициативам.
Виктор Фёдорович, конечно, не злодей, он просто очень непроизводительный и очень зависимый тихоня. Зависимый от всех, кроме пермяков. Отсюда и проблемы: его разрывают, он не справляется с влияниями, а прочной опоры под ногами нет...
Усилиями Виктора Фёдоровича временщики, проходимцы и рвачи перестали быть в Перми штучным товаром, а буквально заполнили пермские коридоры власти. На ресурсах края паразитируют уже не культуртрегерские московские мотыльки, а серьёзные мужчины с многомиллиардными аппетитами.
...
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!
***
Colta:"Российское общество не смогло выработать язык такой дискуссии, оно не в состоянии обсуждать даже простые и насущные проблемы — прежде всего, потому что не хочет признать самого существования этих проблем. Так больной с последней стадией рака порой уверен, что в ближайшее время все его хвори отступят и он, бодро вскочив с одра, побежит по обычным делам.
***
Мария Степанова:"Время позволить прошлому стать прошлым, перестать рассчитывать на его арсенал, утопить волшебные книги — и начать расширять, расталкивать, возделывать территорию сегодняшнего дня, как будто это место для жизни, а не предбанник перед газовой камерой. Главное — отодвинуть, как занавеску, тень неотменимости, приговором висящую над сегодняшним днем. Тогда, кто знает, станет возможным и другое прошлое — как несбывшееся, еще не исполненное обещание.
***
Константин Окунев:"Басаргин и Пустота
Я видел секретные карты,
Я знаю, куда мы плывем.
Капитан, я пришел попрощаться с тобой, с тобой
И твоим кораблем.
Я спускался в трюм,
Я беседовал там
С господином - начальником крыс.
Крысы сходят на берег
В ближайшем порту
В надежде спастись.
(«Наутилус-Помпилиус», «Титаник»)
***
Карнеги:"Путин изменил социальный контракт: была «колбаса вместо свободы», стали — «Крым и духовные скрепы вместо свободы»
***
Мари Зорина:"Анекдоты нового времени.Армянское радио прежнее.
Армянское радио спрашивают:
-Правда ли, что скандальный фильм «Левиафан» идет в российском прокате? Радио отвечает:
-Правда! Только не фильм, а опера. И не в прокате, а в театре. И не «Левиафан», а «Тангейзер». И не идет, а снят.
***
Zvzda:"Журналистские расследования - опасный жанр?
На очередную передачу в рамках проекта "По гамбургскому счёту" приглашены внештатный автор портала ura.ru, блогер Юрий Токранов, автор телевизионных расследований, редактор проекта "Территория-Пермь" Оксана Асауленко, автор телевизионных расследований на телеканалах "Рифей-Пермь" и "Урал-ИнформТВ", журналист радио "Эхо Москвы в Перми" Вячеслав Дегтярников, а также военный журналист, общественный деятель Аркадий Константинов.
***
Zvzda:"— К сожалению, в России сложилась такая ситуация, что добровольно от власти практически не уходят. А Виктор Фёдорович не уйдёт тем более, он связан кучей разных обязательств. Поэтому, конечно, это обращение к «хозяину» Виктора Фёдоровича, — отметил председатель Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин.
***
Vedomosti:"какой страной вы хотели бы видеть Россию – страной с высоким уровнем жизни, пусть и не самой сильной, или великой державой, которую другие боятся, – распадаются на две почти равные группы. Причем за благополучие выступает чуть больше (49%), чем за державность (47%). Все это я перебираю, чтобы понять, насколько серьезны принятые обществом решения. Решения серьезные, но они не совсем приняты. Меня не оставляет ощущение, что люди думают, что смотрят кино
***
Анастасия Сечина в Zvzda:"Да, мы были наивны, выходя безоружными к королям «жёлтой прессы», мастерам передёргиваний, слухов и лжи. Но, с другой стороны, именно это позволяет сейчас разбирать методы информационной войны по косточкам, а предупреждённый, как известно, вооружён.
***
Теодор Курентзис:"Меня одолевают тяжелые мысли... Что я теперь скажу людям по всему миру, которых я усердно убеждал в том, что Россия — страна высокой культуры, духовности и свободного творчества, а не империя зла, какой они себе ее представляли в результате передергиваний западной пропаганды. Как посмотрю им в глаза? Я хочу и впредь рассказывать им о свете русской души, а не о мраке цензуры и церковно-культурной экзекуции.
***
АиФ-Прикамье:"Песня семейного дуэта Красноперовых покорила интернет-слушателей. За 1,5 года видеозапись исполнения песни «Скажи, председатель» на Youtube посмотрели более 8,6 млн человек.
***
Комментариев нет:
Отправить комментарий